• Головна
  • Новые поборы: какие «подарки» готовит власть для владельцев квартир и машин
14:45, 20 серпня 2015 р.

Новые поборы: какие «подарки» готовит власть для владельцев квартир и машин

Налоговая презентация Минфина в основном не отличается конкретикой.

27 августа проект налоговой реформы, разработанной Минфином, должен быть рассмотрен на заседании Национального совета реформ. Ожидается, что он будет вынесен на рассмотрение Верховной Рады в сентябре. Пока же на суд "широкой общественности" представлена 10-страничная презентация.

Презентация с многообещающим названием "Налоговая реформа – не только о ставках налогов…" появилась на сайте Минфина 17 августа.

Документ предваряют слова Ивана Миклоша, советника министра финансов: "Настоящая радикальная реформа означает введение налоговой системы, которая является относительно фискально нейтральной в течение определенного непродолжительного периода (первый год), но при этом создает предпосылки для ощутимого экономического роста, притока инвестиций, создания новых рабочих мест и улучшение условий для предпринимательской деятельности".

Но, к сожалению, понять, насколько такому определению соответствует подготовленный Минфином документ, из презентации невозможно – она наполнена в основном общими фразами.

Заместитель министра финансов Елена Макеева, которая курирует вопрос налоговой реформы, в видеообращении, размещенном в Facebook, говорит: "Основная проблема налоговой сферы в нашей стране – это проблема администрирования налогов. Проблема дотошных проверяющих, которые свободно трактуют налоговые правила и безосновательно доначисляют налоги и штрафы. Если налоговые правила будут четко и ясно прописаны в одном документе, это поможет остановить произвол налоговиков".

Безусловно, четкость и однозначность формулировок Налогового кодекса просто необходима. Но вряд ли это так уж сильно сдержит ретивых проверяющих, которые могут накладывать санкции просто по своему разумению. Остановить такое рвение может мера, которая записана в Коалиционном соглашении парламентских фракций, а именно "установление личной финансовой ответственности работников налоговых и таможенных органов за потери, понесенные субъектами предпринимательской деятельности вследствие незаконных действий или бездеятельности чиновников".

Напомним, это соглашение является частью Программы действий нынешнего правительства. Но о появлении такой меры авторы готовящейся налоговой реформы пока не говорят.

"Упрощение, прозрачность, справедливость"

В презентации указывается, что налоговая реформа – это "упрощение, прозрачность, справедливость" (напрашивается аналогия с девизом Великой французской революции "Свобода, Равенство, Братство"). Каждый элемент налоговой реформы авторами презентации отнесен к одной из этих трех категорий.

Большинство формулировок в презентации носит слишком общий характер, чтобы понять, что на самом деле задумали авторы, но есть и конкретика.

Так, к категории "прозрачность" отнесено введение всеобщего транспортного налога (в зависимости от объема двигателя автомобиля и мотоцикла, для средств в возрасте до 5 лет включительно).

То есть авторы считают, что взимание нынешнего транспортного сбора, заложенного в розничную цену топлива, не является прозрачным? Хотя куда уж прозрачнее: больше двигатель или больше ездишь – платишь больше. Скорее, просто хочется собрать больше денег с авто- и мотовладельцев.  Напомним, всеобщий транспортный налог по предлагаемой сейчас схеме уплачивался в Украине еще несколько лет назад. Контролировали его уплату при прохождении ежегодного техосмотра. Но и тогда существовали способы уклонения. Теперь же сложности администрирования этого налога возрастут, оценивались ли затраты на это?

Второй "подарок" для автовладельцев отнесен к категории "справедливость": введение повышенного налога для владельцев автомобилей стоимостью свыше 1 млн грн. 

Видимо, Минфин все же признал, что существующий сейчас "налог на роскошь", взимаемый с владельцев авто с двигателем более трех литров, плохо соответствует своей сути.

Также по категории "справедливость" проходят такие меры:

  • повышенное налогообложение собственников квартир и домов, площадь которых превышает 350 кв. м и 500 кв. м соответственно;
  • отмена нижнего порога для операций, которые подпадают под контроль в сфере трансфертного ценообразования (справятся ли налоговики с возросшим из-за этого объемом?), а также отмена верхнего предела штрафов за непредоставление документации по трансфертному ценообразованию (вплоть до разорения ответчика?);
  • внедрение пятилетнего графика постепенного приближения ставок акцизного налога к европейскому уровню – но в странах Европы акцизы разные! К тому же там несколько иные перечни подакцизных товаров. Или под словами "европейский уровень" понимается просто повышение акцизов?
  • снижение с 1 октября 2015 г. ставки ренты при коммерческой добыче газа с 55% до 29% (при глубине скважины до 5 км) и с 28% до 14% (при большей глубине скважины).

Последняя из этих мер, пожалуй, единственная в данной презентации налоговой реформы, которая явным образом будет способствовать росту деловой активности в стране, хотя бы в рамках одной отрасли.

Напомним, накануне министр финансов Наталия Яресько подчеркнула, что презентация – это еще не проект налоговой реформы.  

"С нашей точки зрения, реформы – это нечто большее, чем просто ставки налогов. Для того, чтобы показать, какие еще есть проблемы и вопросы, которые должна решить будущая реформа, мы и подготовили презентацию",  – заявила Яресько.

Новые поборы: какие «подарки» готовит власть для владельцев квартир и машин, фото-1

Как сообщалось, эксперты указали на подводные камни такой налоговой реформы: по их мнению, многие из идей Минфина (переформатирование ЕСВ, уменьшение числа упрощенцев и т. д.) — это требования МВФ, и выполнить их нам нужно, если мы хотим получить в сентябре третий транш кредита в размере $1,7 млрд. Но депутаты могут и не проголосовать за ужесточение ставок для народа, прогнозируют они.

А введение налога на все авто, а не только на элитные не старше 5 лет, эксперты оценивают негативно.

"Автомобилисты против обложения новыми налогами. По крайней мере, его не должны вводить для уже имеющихся в собственности машин", — считает гендиректор ВААИД Олег Назаренко.

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
0,0
Оцініть першим
Авторизируйтесь, чтобы оценить
Авторизируйтесь, чтобы оценить
Оголошення
live comments feed...