• Головна
  • Никополь индустриальный: цех № 1 ЮТЗ разрушили
11:59, 15 вересня 2019 р.

Никополь индустриальный: цех № 1 ЮТЗ разрушили

Никополь индустриальный: цех № 1 ЮТЗ разрушили

Южнотрубный завод в Никополе начинался именно с цеха № 1.

 Произведенную им продукцию экспортировали в более чем 25 стран мира. Сегодня цех беспощадно вырезают. 

Информатор начинает цикл публикаций «Никополь индустриальный». Интересные факты из жизни металлургических гигантов стали известны из рассказов работников заводов, историков, журналистов.

В 1931 году Президиум Высшего Совета народного хозяйства СССР принял решение о строительстве в Никополе трубного завода. В 1933 году на западной окраине города были заложены цеха малых агрегатов и холодного волочения.

ПУСК ЦЕХА № 1

Ранним морозным утром 8 февраля 1937 года мужчины и женщины спешили в сторону строящегося ЮТЗ. Назначен торжественный пуск трубоволочильного цеха № 1. Рабочие, с осунувшимися от недоедания и недосыпания лицами, обутые в обмотанные веревками старые валенки, женщины, кутающиеся от промозглого ветра в тонкие платки, пытающиеся отогреть своим дыханием замерзшие руки, сегодня они будут катать первые холоднодеформированные трубы.

Лозунги на красных транспарантах развевались в разных концах нового цеха. На наспех сколоченной трибуне оратор произносил пламенную речь, рабочие аплодировали. Через несколько минут из 30-тонного волочильного стана вышла первая труба. В первую смену рабочие дали стране 800 метров холоднотянутых труб. В 1939 году завод произвел больше труб, чем все промышленные предприятия дореволюционной России.

ПРОДУКЦИЯ ЦЕХА

Трудно найти отрасль народного хозяйства, где бы не применялись трубы, выпущенные в ТВЦ-1. Продукцию цеха экспортировали в более чем 25 стран мира, оборудование постоянно модернизировали, а площадь цеха увеличили с 42 до 67 тысяч квадратных метров.

ЮТЗ был основным производителем труб для стройиндустрии и атомной энергетики, для химической, аэрокосмической и машиностроительной промышленности. Холоднотянутые и холоднокатаные бесшовные трубы применяли везде — от велосипеда до сверхзвукового лайнера, от моторной лодки до атомохода, от медицинских игл до котлов высокого давления. Только на ЮТЗ катали высокопрочные трубы, не уступавшие по качеству лучшим мировым образцам.

После реструктуризации завода в 2001 году цех № 1 Южно-трубного завода стал принадлежать предприятию «ЮТиСТ». В 2018 году знаменитый цех отправили «под нож». Жуткое зрелище для бывших работников завода и их семей, для тех, чья жизнь была неразрывно связана с производством. Но этим событиям предшествовала долгая и мутная история.

ГРУСТНЫЙ ФИНАЛ

После развала СССР на заводе не было оборотных средств, нарушились внешние экономические связи, завод оказался в тяжелом положении. Но многие специалисты, даже не получая заработную плату, не покидали родной завод. Действующий директор Александр Иванович Куценко очень сильно переживал, когда начались нестабильные времена. Зарплату тогда давали продуктами, вещами и путевками в Межводное.

Высшее руководство страны уверяло, что такое предприятие, как ЮТЗ, не подлежит приватизации, его можно будет сохранить лишь как несколько мини-заводов, но только половину работников придется сократить. Александр Иванович не мог этого допустить и решил, что будут выживать всем коллективом вместе.

Правительство Украины быстро нашло свой «выход» из кризиса — реструктуризировать завод. Действующий директор с этим не соглашался, понимал последствия: массовые сокращения и банкротство завода.

Путь к реструктуризации металлургического гиганта был долгим и болезненным, директор завода и его подчиненные всеми силами не давали уйти заводу в крутое пике, но в Министерстве промышленности Украины решение приняли, не учитывая мнение рабочих и их руководителей. Вот только реализовать свой план власть имущие смогли только после внезапной смерти директора Александра Куценко, которая, по всей видимости, не была случайной.

В материале газеты «Репортер» от 9 сентября 2019 года: «Бывший начальник никопольского ОБОПа Виталий Журавлев тогда заявил: «…Я общался с окружением Александра Ивановича, и считаю, что его смерть не была случайной. Если подытожить все факторы, то он по своей значимости являлся единственным препятствием для того, чтобы провести приватизацию ЮТЗ. Несмотря на то, какой диагноз был вынесен о причинах его смерти, там были определенные многолетние действия, которые проводились по отношению к Александру Ивановичу. В конечном итоге они и привели к его смерти. На следующий год началась реструктуризация предприятия».

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#Никополь
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Оголошення
live comments feed...