• Головна
  • Как заработать на экопродуктах: бизнес-план
09:33, 8 листопада 2015 р.

Как заработать на экопродуктах: бизнес-план

На приготовлении здоровых обедов и продаже экопродуктов можно получить 300 тыс. грн дохода.

Несмотря на кризис, в Украине становится модным здоровый образ жизни: люди ходят в спортзалы, правильно питаются, соблюдают режим дня. Поэтому, говорят бизнес-эксперты, в нашей стране появляется все больше ресторанчиков, кейтеринговых компаний и интернет-магазинов, которые специализируются на использовании экопродуктов. Причем зачастую такие проекты не требуют больших финзатрат, а могут стартовать, с создания хорошего сайта стоимостью до $1000. "Сегодня" изучила возможности открытия магазина экопродуктов с услугой приготовления здоровых блюд.

Бизнес-план

1. Характеристика, расположение, особенности

Открываем в Киеве интернет-сервис по приготовлению сбалансированных блюд и продаже экотоваров. Название будет яркое: "Живем здорово". Наша фишка — во вкусном, полезном питании. Клиенты смогут оформлять онлайн ежеденельные или ежемесячные заказы по доставке обедов в офис, пятиразового питания для всей семьи и праздничных меню. Мы планируем, путем анкетирования и пожеланий, учитывать все "капризы" заказчиков: аллергию, заболевания, диеты, вегетарианские пристрастия. В итоге каждый клиент будет получать рекомендации нашего врача-диетолога и шеф-повара по составлению разнообразного и полезного меню. Также люди смогут заказать на нашем сайте экопродукты, дабы самостоятельно готовить дома.

Для реализации проекта нам понадобится разработать базовое ежедневное меню: для семьи, мужчин, женщин, беременных, детей, летнего похудения, которое будет обновляться по сезону. А еще нужно до запуска решить вопрос с поставщиками  — это могут быть иностранные и отечественные производители экопродуктов. Но ставку сделаем на локальных фермеров, которые выращивают овощи, рыбу. По расчетам, если в месяц приготовим 1500 обедов по цене 120 грн и продадим экопродуктов 600 покупателям со средним чеком в 200 грн, проект окупится уже через 2 месяца.

2. Стартовый капитал

При запуске сервиса нам придется вложиться в создание сайта и закупку офисного оборудования. Около 80 тыс. грн заложим на приобретение ноутбуков, телефонов, принтера, сканера, ксерокса, сейфа и канцтоваров. Около 25—30 тыс. грн уйдет на создание полноценного сайта, который будет работать и как интернет-магазин, и как сервис по заказу здоровых обедов. За домен, хостинг и техподдержку выложим 5—10 тыс. в год. Итого: 120 тыс. грн.

АССОРТИМЕНТ. Чтобы оформить приличный товарный ряд из 100—150 наименований экопродуктов для интернет-магазина, нам нужно 50—70 тыс. грн. Еще 20—30 тыс. грн заложим на поддержание запасов, а 20 тыс. грн засчитаем как расходы на покупку одноразовой посуды, кухонной утвари, рабочей одежды, термосумок, бытхимии и других мелочей. Кроме того, нужно около 80—100 тыс. грн для закупки кухонного комбайна, микроволновки, электрочайника и другого оборудования, которое актуально для обеспечения полноценного функционала кухни. Здесь можно сэкономить, если купим такую технику б/у, но в нормальном рабочем состоянии. Итого: 220 тыс. грн.

ВСЕГО: 340 тыс. грн.

3. Текущие расходы

Здесь нужно учесть аренду кафе, укомплектованное крупной техникой и мебелью. Здесь разместятся офис по приему заказов, кухня для приготовления здоровых блюд, склад, где можно хранить небольшие запасы товаров для интернет-магазина. Поэтому арендуем действующее кафе неподалеку от метро, чтобы решить вопрос логистики. Такой объект на Подоле, в 70—80 кв. м, обойдется в 20—25 тыс. грн. Плюс ЖКУ, мобсвязь и интернет, за что заплатим 4—5 тыс. грн. Еще 10—20 тыс. грн. заложим на мелочи и форс-мажоры. Итого: 50 тыс. грн.

ЗАРПЛАТЫ. Трудоустроим трех поваров (6—8 тыс. грн). Все мастера универсальны (приготовление салатов, супов, рыбы). Нужны и уборщица для мытья посуды, полов (4000 грн), бухгалтер на полставки (3000 грн), два администратора, работающие через день — для приема заказов, контроля курьеров (400 грн/день). Что касается курьеров по доставке обедов и покупок, то их доход в виде процента заложен в сумму заказа. Итого: 43 тыс. грн.   

ВСЕГО: 93 тыс. грн.

4. Маркетинг, реклама

Популяризовать проект будем традиционно: создадим странички в соцсетях, воспользуемся онлайн-биржами объявлений, участвуем в порталах-скидочниках. Также используем креативные идеи: например, организуем конкурс на самое эффективное похудение или мастер-класс по приготовлению лучших обедов-полезностей на выходные. Такие мероприятия будут обеспечиваться призами для победителей. Не забываем и о привычных маркетинговых ходах: разработаем систему бонусов и скидок для клиентов, устроим "счастливые дни" для конкретных групп товаров, например, 13-го числа можно купить сыр с сюрпризом, а 25-го  — заказать рыбку и получить гарнир бесплатно. И, конечно же, в день рождения наши клиенты получат скидки на свои заказы по количеству исполнившихся лет. Не обойтись тут и без печати визиток, флаеров, меню, прочей продукции.

ВСЕГО: 10—15 тыс. грн в месяц.

5. Окупаемость проекта, риски

Средняя маржинальность экобизнеса — 30%, но может быть и 10%, и 50% — в зависимости от себестоимости здоровых блюд, а также оптовой цены продуктов у поставщиков, которые реализуются в интернет-магазине. Планируется, что равнозначный доход будем получать и от приготовления обедов, и от продаж экотоваров. Предположим, что ежемесячно приготовим 1500 обедов по 100—120 грн, что позволит заработать 180 тыс. грн. Кроме того, за тот же период 600 человек сделают заказы в интернет-магазине по среднему чеку 200 грн. Это направление поможет получить 120 тыс. грн. В итоге заработаем 300 тыс. грн. Минусуем текущие (93 тыс.) и маркетинговые (15 тыс.) расходы (всего 108 тыс. грн) — выходит 192 тыс. грн. С учетом стартовых затрат (340 тыс.), понимаем, что на окупаемость выйдем через два месяца.

Если говорить о рисках, то здесь бизнесу может помешать низкий сезон и валютные скачки. Проблемы решаемы путем перехода на отечественные продукты и предложение сезонного меню.

На старте выбираем формат

Тема здорового образа жизни стала развиваться как бизнес примерно 5—6 лет назад, говорят участники рынка, хотя за рубежом вегетарианские кафешки и доставка фитнес-обедов завоевали популярность уже давно. С учетом того, что мода на красоту и здоровье в нашей стране достаточно нова, это значит, что рынок экокомпаний по-прежнему перспективен, даже несмотря на кризис  — ведь конкуренция здесь не очень высока, а спрос  — по-прежнему высок. "Формат реализации экобизнеса актуален как в виде интернет-магазина, так и офлайн- магазина, а также ресторана. Вопрос только в том, какой формат более комфортный, понятный и близкий именно начинающему предпринимателю", — поясняет основатель сети магазинов органической продукции Ecoclub Виталий Изотов.

ДЕНЬГИ. По словам Изотова, изначальные капиталовложения в экопроект также зависят от выбранного бизнес-формата: "Открытие офлайн-магазина обойдется от $7—10 тыс.: стартовые суммы зависят от площади объекта, готовности внутренних помещений, города, расположения в центре или на окраине и т. д. Что касается открытия интернет-магазина, то тут объемы необходимого стартового капитала будут зависеть от стоимости разработки сайта, ведь айтишники могут ее сделать и за $1000, и за $30 тыс. А вот наиболее емким по капиталовложениям можно считать открытие ресторана: тут суммы могут быть внушительные и стартовать уже от $50 тыс.".

ОКУПАЕМОСТЬ. Предприниматели говорят, что в нынешних реалиях средний срок окупаемости, например, экомагазина занимает около года. При этом Изотов уточняет, что успешным такой проект будет лишь при условии, что наценка в органическом бизнесе будет не ниже 30%: "Естественно, что на разные группы товаров допустим разный процент наценки. Но для того чтобы определить оптимальную ценовую политику, нужно мониторить рынок поставщиков и предложения конкурентов, чтобы ваши цены были не выше, чем в других компаниях". Что интересно, за рубежом маржинальность экобизнеса также серьезно варьируется: к примеру, в компаниях по доставке здоровых обедов в офис наценка может составлять от 12 до 50%.

Особенности развития бизнеса

Если хочешь создать успешный экобизнес, нужно помнить, что основа основ в нем — качество продукции, считают участники рынка. "В этом бизнесе важна клиентоориентированность, поскольку отзывы клиентов важны. И если заказчик получил, например, несвежий товар — в будущем этот человек больше ничего не купит у экопродавца. Поэтому всегда нужно внимательно отбирать поставщиков. Если речь идет о диетическом питании, то в вопросах закупки стоит прислушиваться к рекомендациям специалистов, например, врачей-диетологов. Ведь если человек хочет похудеть, то ему нельзя предлагать жирное молоко или курицу", — отмечает одесский предприниматель Ольга Онищук, владеющая магазином по торговле экопродуктами.

По ее словам, если предприниматель хочет открыть свое экодело, то желательно, чтобы он разработал собственную систему проверки качества продуктов. "Условно, когда ищешь локальных фермеров, которые будут поставлять вам рыбу, овощи, мясо, фрукты, то желательно приехать к ним на подворье, чтобы самостоятельно изучить, какие условия производства, хранения, реализации. Если там все чисто, можно быть уверенным в качестве товара. А если фермер делит товар на две категории — для собственного потребления и продаж, то с ним лучше не работать", — говорит Онищук. Она советует периодически проверять экотовары в лабораториях, а также всегда требовать от производителей сертификаты качества на каждую поставку товара. 

ПОЭТАПНО. Хотя экотовары всегда востребованы среди потребителей, на старте все же желательно не вкладывать в новый проект баснословные деньги. "Можно начать с малого — вложиться в создание сайта. При этом лучше работать на дому или в коворкинговом центре. Кроме того, можно сэкономить на сотрудниках, нанимая нужных специалистов в рамках аутсорсинга. То же касается и приготовления, например, вегетарианских блюд с доставкой на дом — ведь поначалу можно воспользоваться услугами кейтеринга или кухни как подрядчика. И лишь когда спрос на ваш товар будет действительно высок, можно арендовать офис, кухню и брать людей в штат",  — отмечает Ольга Онищук.

Кто идеальный предприниматель?

Говоря о новых стартапах в экобизнесе, эксперты рекомендуют не забывать об эксперименте и креативе. "Есть миф, что экотовары, начиная от продуктов питания и заканчивая бытовой химией, недоступны рядовым украинцам, мол, это дорого. Хотя это неправда. Нужно просто возвести этот бизнес в разряд масс-маркета и понимать, что необязательно покупать товары, которые сопровождаются массой дорогостоящих сертификатов. Достаточно приобретать те товары, которые выращены в экологической зоне, например, помидоры — под Киевом, а грибы — в Закарпатье. Задача толкового предпринимателя, который хочет построить успешный бизнес на экорынке, — найти вот таких малоизвестных фермеров, производящих качественный продукт, и доставить его товар до потребителя — жителя столицы, Одессы или любого другого города. Делать это можно нестандартными методами, например, развивая формат сети лотков со сбалансированной уличной едой, или предлагая совместить здоровое питание с фитнес-тренировкой, или продавая экотовары в интернет-магазине с рекомендациями диетолога, который составил сезонное здоровое меню на все случаи жизни. Так что если использовать экспериментальный подход в развитии бизнеса, то можно не только создать новые ниши, но и сделать этот бизнес весьма успешным", — говорит директор Ассоциации франчайзинга Андрей Кривонос.

ИМИДЖ. По мнению Кривоноса, очень большое значение в развитии экобизнеса имеют упаковка и презентация товара: "Можно доставить продукты в красивом пакете с украинскими мотивами, а при разработке сайта сделать упор на зеленый цвет. Такие необычные идеи могут понравиться человеку, который мечтает об отдыхе в деревне у бабушки или хочет даже в городе покупать продукты из села. Но если предприниматель хочет создать сугубо вегетарианский интернет-магазин, то здесь лучше сосредоточиться на других идеях подачи товара, например, украсив упаковку яблоками".

Кроме того, эксперт советует постоянно коммуницировать со своими клиентами, чтобы понимать их вкусы, потребности, настроения. "В этом бизнесе уместно дарить небольшие подарки, разработать систему скидок, приглашать на семейные праздники здоровья, где, к примеру, можно предложить завтрак с салатом из органических овощей и экосок. Все клиенты любят, когда к ним внимательно относятся. Поэтому у них будет дополнительная мотивация возвращаться в ваш магазин или кафе снова и снова", — говорит Кривонос.

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
0,0
Оцініть першим
Авторизируйтесь, чтобы оценить
Авторизируйтесь, чтобы оценить
Оголошення
live comments feed...